Ежегодная
международная премия
в области экономики и финансов имени П.А. Столыпина

АОИП помогла разобраться, как проходило первое советское IPO, и на что были потрачены привлечённые средства

В прошлом столетии ввиду командного режима экономики привлечение средств путем открытого размещения акций компании казалось невозможным, но тем не менее такие кейсы были.

Об этом рассказано в статье Романа Юркина, автора канала “Прямой инвестор”, написанной при содействии Ассоциации операторов инвестиционных платформ. Во времена НЭПа существовали акционерные общества, которые полностью были оплачены их учредителями, сейчас это назвали бы “закрытой подпиской”.

Но одна компания развивалась по отличному сценарию - она первая в СССР осуществила  IPO. Это первая российская авиакомпания — "Добровольное общество воздушного флота", или сокращённо - "Добролет", учрежденная в 1923 году. Предприятие было создано в форме акционерного общества с уставным капиталом 2 миллиона тогдашних рублей золотом. Часть акций была выкуплена государственными структурами, а другая часть выпущена "на предъявителя" и предназначалась для открытой продажи частным лицам, в том числе и населению.

“Собранные денежные средства планировали направить прежде всего на закупку и строительство воздушных судов, а также организацию воздушных линий и инфраструктуры. Купить акции мог всякий советский гражданин”, - пишет автор. Из первоначальной выручки от продажи акций в размере полумиллиона были приобретены иностранные самолеты.

«Практика финансирования и создания акционерных компаний для финансирования транспортных проектов имеет достаточно долгую историю, потому что обычно это затратные проекты, требующие достаточно больших капиталовложений. Надо вспомнить, что есть трилогия «Финансист», которую написал Теодор Драйзер и в которой как раз описано, как главный герой финансировал создание конок (конных трамваев) в США*, а потом и первого лондонского метро. И более того, такая практика имеет место и сейчас. Есть очень большие перспективы для нее, потому что есть вариант создания государственного частного партнерства, когда государство может софинансировать какие-то инфраструктурные проекты, мосты, платные дороги, а население может участвовать в них путем участия в акционерном капитале. Лично я считаю, что за этим ближайшее будущее развития ГЧП» - поделился своим мнением Антон Утехин, генеральный директор платформы Rounds.

«Без интернета сто лет назад возможно было собрать ресурсы и деньги и таким образом создать авиакомпанию (это все равно что сегодня собрать средства на межпланетные полеты), то с современными технологиями третьего десятилетия двадцать первого века мы точно способны выстраивать через цифровые финансовые платформы новые способы модернизации предприятий и запуска новых технологических стартапов. Не хватает популяризации и вовлеченности, но, конечно, внимательный мониторинг регуляторной среды крайне важен, и я хочу отметить качественный диалог с регуляторами по развитию платформ финансирования» - дал комментарий Кирилл Косминский, директор Ассоциации операторов инвестиционных платформ.

* США признано недружественным государством - примечание АОИП

  • Ассоциация операторов инвестиционных платформ