Ежегодная
международная премия
в области экономики и финансов имени П.А. Столыпина

Во Франции при поддержке краудфандинговых технологий реализуют крупнейший в мире археологический эксперимент

К концу 1995 года небольшая группа экспертов, организованная Мишелем Гийо, взялась за реализацию идеи реконструкции замка Сен-Фаржо с возвращением ему облика начала XIII века. Историки справедливо отметили, что и в своем нынешнем состоянии он представляет собой культурную ценность. Вместо этого исследовательская команда предложила построить копию средневекового Сен-Фаржо на новом месте и превратить в опытную площадку для экспериментальной археологии.

Главным для историков был ответ на вопрос, правильно ли мы сейчас понимаем строительные практики той эпохи, соответствуют ли они уровню поставленной задачи, способны ли решить ее.

Следующие полтора года группа Гийо потратила на разработку детальной концепции восстановления замка, выбор подходящего места для стройки, поиск источников финансирования (впоследствии одним из основных стал краудфандинг) и набор команды первостроителей. Каждый из этих вызовов был успешно преодолен. €400 тыс. (~39 млн рублей), необходимые для проведения первой стадии работ, предоставил консорциум спонсоров. Принципиально важным для проекта было четкое соблюдение поставленных ограничений, то есть использование исключительно аутентичных технологий начала XIII века. Или, точнее, этих технологий в нашем современном понимании, ведь суть эксперимента как раз и заключается в проверке их соответствия исторической правде. За 23 года активных работ замок уже приобрел свои финальные очертания.

Главным автором проекта стал Жак Мулен, один из 40 специалистов, имеющих во Франции официальный статус архитектора, который может работать с историческими объектами. Столь серьезный подход лишний раз подчеркивает, что замок Геделон — это действительно в первую очередь научный эксперимент, пусть и идущий в формате частной инициативы.  Кроме ученых, в команде проекта на постоянной основе в сезон (март — ноябрь) заняты еще около четырех десятков специалистов-практиков, прежде всего по работе с камнем и деревом — основными строительными материалами.

Уже в первый год строительства будущий замок Геделон посетило около 80 тыс. человек. Проект получил признание и в среде специалистов и у публики. В течение всего эксперимента часть бюджета стабильно формируется за счет краудфандинговых технологий. При этом ежегодно туристическая выручка Геделона составляет от €3 млн (~245 млн рублей) до €4,5 млн (~442 млн рублей) — вполне существенная сумма, чтобы в итоге рано или поздно успешно завершить проект.

Этот археологический проект не только почти восстановил исторический памятник, но и стал площадкой для экспериментальной археологии, позволяя исследователям проверить историческую достоверность строительных технологий XIII века. Таким образом, краудфандинг сыграл важную роль в привлечении финансирования и общественной поддержке для сохранения исторического наследия.

Во Франции при поддержке краудфандинговых технологий реализуют крупнейший в мире археологический эксперимент

Источник: https://masterok.livejournal.com/9724092.html

  • Ассоциация операторов инвестиционных платформ