Ежегодная
международная премия
в области экономики и финансов имени П.А. Столыпина

Можно ли собрать на стартап с помощью краудфандинга?

Краудфандинг — это растущий тренд, который набирает все большую популярность.

Многих интересует вопрос: можно ли собрать деньги на стартап через краудфандинг? Ответ и да, и нет. Но во-первых, нужно понять какой стартап? Краудфандинг прекрасен для тестирования своей идеи.

Самая частая ошибка — это ожидания, что все знакомые или друзья сбросятся по 500 рублей и вы соберете нужную сумму. Далеко не все, и не по 500, и зависит от того, что вы им предложите взамен.

Во-вторых, когда мы говорим про стартап, многие сразу думают, что это миллионы рублей либо на открытие производства / кафе или иной физической точки, или на разработку приложения, гаджета. 

Пока что лимиты для сбора средств через краудфандинг пока ограничены в нашей стране, но Ассоциация краудфандинга активно проводит работу по популяризации и развитию данного инструмента. Стоит ориентироваться на самые успешные проекты на ведущих краудплатформах —это сотни тысяч рублей, в некоторых случаях миллионы рублей. Рекорд сбора — 17 млн рублей на Планета.ру.

В-третьих, если стартап не связан с розницей, а запускается или создается корпоративный продукт, то это не очень ложится в тему краудфандинга, где традиционно присутствует элемент «толпы» или множества спонсоров.

В-четвертых, если у вас даже есть инвестор под проект, почему бы не протестировать свою идею через краудфандинг? Если вы настолько уверены в продукте, то здесь мы бы посоветовали уже инвесторам прежде чем давать финансирование и бежать вперед, сделать паузу пару недель для размещения проекта на краудфандинг. Да и основателям стартапа не помешает новая обратная связь от клиентов, а также реклама и продвижение стартапа альтернативными методами.

Краудфандинг бывает инвестиционный (сложить средства через крауд платформы под процент или в капитал компании) и неинвестиционный – как предзаказ товара или услуги. Инвестиционный краудфандинг регулируется Федеральным законом № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций посредством инвестиционных платформ», а неинвестиционный регулируется общими положениями Гражданского кодекса, и не требует особого регулирования в связи с отсутствием инвестиционных рисков.

Более подробно на эту тему также можно прочитать статью руководителя Ассоциации краудфандинга Кирилла Косминского по ссылке

  • Ассоциация операторов инвестиционных платформ